25-27 июня 2019, в последние дни XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского, в Москве и Клину прошла VII Конференция директоров музыкальных конкурсов России. Конференция проходила при поддержке Министерства культуры РФ. Учредителями Конференции являются газета «Музыкальное обозрение» и Ассоциация музыкальных конкурсов (АМКР). Конференция имеет всероссийский статус и проходила при участии Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П.И. Чайковского в Клину, Государственного института искусствознания.
С приветственным словом к участникам конференции обратился председатель Совета Ассоциации музыкальных конкурсов России, главный редактор национальной газеты «Музыкальное обозрение», заслуженный деятель искусств РФ Устинов Андрей Алексеевич. Была организована встреча с представителями Министерства культуры РФ (Ольгой Сергеевной Кирилловой, заместителем министра культуры РФ, Людмилой Александровной Сироткиной, специалистом отдела музыкального искусства Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Министерства культуры РФ), а также выступления специалистов конкурсного дела в России (Михаилом Хохловым, директором МССМШ им. Гнесиных (Москва); Эрве Буасьером, учредителем и директором интернет-канала классической музыки Medict.tv (Франция) – официальным партнером онлайн-трансляции XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского, Анной Яковлевой, руководителем пресс-службой XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского, руководителем подразделения маркетинга, PR, и массовых коммуникаций Мариинского театра, Ириной Никитиной, президентом фонда «Музыкальный Олимп» и др).
На конференции поднимались актуальные вопросы музыкального конкурсного движения в России. В общем, здесь – большое поле для дискуссий. Как и по многим частным вопросам – каждая составляющая конкурса требует тщательного анализа, – так и в целом: как в нынешних условиях реанимировать, возродить, обновить, реструктурировать конкурсный процесс, переживающий в сегодняшней России не лучшие времена. Сделать так, чтобы конкурсы выполняли свою основную художественную и творческую задачу: открывали и продвигали талантливых музыкантов.
Во второй день конференция продолжила свою работу в Клину, Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике П.И. Чайковского, где были запланированы экскурсия по дому П.И. Чайковского, а также выступления организаторов конкурсов-членов АМКР (г. Москва, г. Новосибирск, г. Нижний Новгород, г. Чебоксары, г. Саратов, Санкт-Петербург, г. Сыктывкар, г. Рязань, Карелия, Костомукша, г. Екатеринбург и др.).
Было заслушано выступление Белоус С.В. о конкурсах, проводимых Чебоксарским музыкальным училищем им. Ф.П. Павлова, девять из которых являются действительными членами Ассоциации музыкальных конкурсов России. Вся актуальная информация о музыкальных конкурсах оперативно публиковалась на сайте http://www.music-competitions.ru/ и на фейсбуке АМКР.
Третий день конференции состоялся в Москве, Зеркальном зале Государственного института искусствознания. Снова была организована встреча со специалистами конкурсного дела в России (Фридрихом Липсом, профессором, заведующим кафедрой баяна и аккордеона РАМ им. Гнесиных, членом Совета АМКР (секция «Народные инструменты»); Дмитрием Вдовиным (секция «Вокальное искусство»), художественным руководителем Молодежной оперной программы Большого театра России, Борисом Петрушанским, членом жюри XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского по специальности «Фортепиано», Дмитрием Ситковецким, членом жюри XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского по специальности «Скрипка»).
Также, хочется отметить, что организаторы конференции, в частности, Федеральная дирекция музыкальных и фестивальных программ «Росконцерт», преподнесли участникам форума действительно уникальный подарок – присутствие на прослушиваниях III тура
XVI Международного конкурса им. П.И. Чайковского по специальностям «Фортепиано» (Большой зал консерватории) и «Скрипка» (Концертный зал имени П.И. Чайковского).
Несмотря на все сложности, у музыкальных конкурсов есть огромный творческий ресурс и перспективы.
В.П. Казакова
вверх