Чебоксарское музыкальное
училище имени Ф.П. Павлова
Шупашкарти Ф.П. Павлов
ячĕллĕ музыка училищи
(8352) 45-07-97 (приёмная), (8352) 45-07-10 (вахта), e-mail: muzuch@chebnet.com
В музыкальном училище состоялся концерт, посвящённый 145-летию Сергея Рахманинова

  

 

В Большом концертном зале Чебоксарского музыкального училища им. Ф.П. Павлова в рамках студенческой филармонии состоялся концерт, посвящённый 145-летию со дня рождения Сергея Рахманинова. Имя выдающегося композитора, пианиста и дирижёра является одним из символов русской культуры. В концерте выступили студенты отделения фортепианного искусства. Они исполняли сочинения Рахманинова, созданные им в России до отъезда за границу в конце 1917 года.

 

Открыло программу Скерцо, созданное 21-летним композитором в 1894 году. Это произведение входит в цикл «Шесть пьес для фортепиано в 4 руки» (op.11). Игрой в четыре руки Рахманинов увлекался как в детстве, так и в юности, когда жил в дружной семье своих родственников Сатиных. Дуэтная игра приветствовалась и в годы учёбы у профессора Николая Зверева. Скерцо Сергея Рахманинова прозвучало в исполнении Анастасии Григорьевой и Екатерины Смоленцевой, которые занимаются в классе преподавателя Юлии Геннадьевны Кузнецовой. В тот же период композитором были написаны «Салонные пьесы» (ор.10). Юмореску из этой тетради – одно из самых известных сочинений цикла – исполнила Мария Павлова (класс заслуженного работника культуры Чувашии Галины Борисовны Коломийцевой).

 

Особое место среди ранних фортепианных произведений Рахманинова занимают «Шесть музыкальных моментов» ор. 16, написанные в 1896 году. Этот фортепианный цикл выявляет новые грани творчества композитора. Поэтично, ласково в исполнении Анастасии Григорьевой прозвучал музыкальный момент Ре-бемоль мажор, в котором автор тонко преломил черты баркаролы. Анастасия занимается в классе Юлии Геннадьевны Кузнецовой.

 

Программа также включила два цикла этюдов-картин (ор.33 и 39), созданных Рахманиновым в первые десятилетия XX века в пору его творческой зрелости. Эти сочинения были задуманы автором как произведения программного характера. Их программы дошли до нас частично. Большая часть замыслов связана здесь с образами природы. Так, этюд-картина ми-бемоль минор получила название «Метель». Но, как всегда у Рахманинова, это не столько пейзаж, сколько жизненное обобщение. В произведении предстаёт окружающий художника жестокий мир, олицетворением которого выступают вьюга, тьма, игра стихий. Ярко, с динамическим напором сочинение исполнила Ольга Петрова. Её педагог – заслуженный работник культуры Чувашии Светлана Петровна Лесных. Другая ученица Светланы Петровны Анастасия Федотова представила слушателям одну из лучших рахманиновских элегий – этюд-картину соль минор.

 

Цикл этюдов-картин (ор.39) оказался последним произведением Рахманинова, написанным им на Родине в период между сентябрём 1916 и февралём 1917 гг. Пейзажные мотивы в этой тетради уступают место психологическим. Так, содержание этюда-картины ля минор, названного композитором «Красная Шапочка и Волк», воспринимается как обобщённое выражение конфликта между добром и злом, поединка между жизнью и смертью. Это произведение образно, драматично сыграла Анна Фёдорова (класс заслуженного работника культуры России и Чувашии Валентины Владимировны Галян). Мятежно, экспрессивно прозвучал этюд-картина ре минор в исполнении Александры Немцевой, занимающейся в классе Галины Борисовны Коломийцевой.

 

Ощущением радости бытия, радостной фанфарной звучностью завершил программу замечательный по мастерству и блеску изложения этюд-картина Ми-бемоль мажор (op.33), названный композитором «Ярмарочная сцена». Его мастерски сыграла Анна Лычёва, ученица Валентины Владимировны Галян.

 

Фортепианное отделение достойно отметило юбилей выдающегося русского композитора-классика Сергея Васильевича Рахманинова.

 

Евгения Селиванова

  

  

2024
Чебоксарское музыкальное училище имени Ф.П. Павлова


Яндекс.Метрика


вверх