Чебоксарское музыкальное
училище имени Ф.П. Павлова
Шупашкарти Ф.П. Павлов
ячĕллĕ музыка училищи
(8352) 45-07-97 (приёмная), (8352) 45-07-10 (вахта), e-mail: muzuch@chebnet.com
Возвращаясь к классике: «Музыка Вены Моцарт и Гайдн

Выступление симфонического оркестра Чебоксарского музыкального училища – это всегда примечательное событие в концертной жизни училища. Но в этом году за пультом впервые наш бывший студент и выпускник, а ныне студент Нижегородской государственной консерватории им. М.И.Глинки, лауреат международных и всероссийских конкурсов Николай Кадыков (класс народного артиста России профессора Александра Михайловича Скульского). В качестве солистов выступали и другие наши выпускники, продолжающие заниматься музыкой в Чебоксарах, Казани, Нижнем Новгороде. Потому концерт все ждали с особым нетерпением, и интерес публики был неподдельным.

Встреча в Большом концертном зале была посвящёна музыке двух великих композиторов, представителей венского классицизма – Й.Гайдна и В.А.Моцарта. И тема дружбы, творческой и духовной близости венских музыкантов была путеводной нитью нашего вечера. Программа концерта включала произведения разных жанров: здесь и вокальная музыка в инструментальной версии, и концертные произведения, и оперная ария.

В начале концерта прозвучала произведение, написанное Моцартом за несколько лет до знакомства с Гайдном ещё в Зальцбурге. Это знаменитая «Alleluja» из мотета «Exsultate, jubilate» («Радуйтесь и торжествуйте»). Мотет написан для сопрано и оркестра, но партию солиста исполнил студент училища, лауреат всероссийских конкурсов Михаил Прокопьев (класс заслуженного работника культуры Чувашской Республики Э.В.Леонтьевой). Людмила Фунтикова (наша бывшая студентка, лауреат международных и всероссийских конкурсов) виртуозно и элегантно исполнила Концерт Й.Гайдна для виолончели с оркестром До-мажор. Люда учится в Нижегородской государственной консерватории им. М.И.Глинки, в классе Елены Михайловны Смолянской, встреча с талантливой виолончелисткой была приятным сюрпризом для слушателей.

Опера «Дон Жуан» В.А. Моцарта была написана по заказу оперного театра города Прага в 1787 году. Однако в том же году Пражский театр отправил Гайдну приглашение написать оперу. Гайдн написал вежливый отказ, мотивируя его тем, «что он сильно бы рисковал, т.к. едва ли кто-нибудь может стать рядом с великим Моцартом». Гайдн написал и о том, что «Прага должна заполучить этого ценного человека». По-видимому, пожелание было услышано, в том же году Пражский оперный театр заказал Моцарту оперу «Дон Жуан». В концерте прозвучала знаменитая серенада Дон Жуана, и была исполнена она в оригинальной инструментальной версии – с мандолиной. Спел серенаду лауреат международных и всероссийских конкурсов, солист Чувашского театра оперы и балета Максим Карсаков, партию мандолины исполнила заслуженный работник культуры Чувашской Республики Ольга Охтерова.

Необычная история была связана и с произведением, завершившим программу вечера. Концертное рондо Ре-мажор было сочинено Моцартом как второй вариант финала

Концерта для фортепиано с оркестром Ре-мажор №5. Блестящая виртуозность финала в исполнении Моцарта с большим восторгом принималась слушателями – современниками композитора. Сейчас рондо издаётся как Концерт №28. В исполнении оркестра и Анны Васильевой (лауреат международных и всероссийских конкурсов, студентка Казанской государственной консерватории им. Н.Г.Жиганова, класс народного артиста Республики Татарстан, заслуженного артиста России и Удмуртской Республики, профессора Евгения Владимировича Михайлова) рондо также вызвало энтузиазм и восторженные возгласы «Браво».

Программа концерта была логично выстроена, её отличала редко наблюдаемая в студенческих концертах академической музыки чистота стиля в соединении с достойным уровнем исполнения. Музыка была вписана в канву музыковедческого повествования –вела концерт заслуженный работник культуры Чувашской Республики Светлана Ткаленко.

К сожалению, когда говорят о венских классиках, в первую очередь вспоминают Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига Ван Бетховена. Но многие музыковеды уверены, что если бы не было такого гениального композитора, как Франц Йозеф Гайдн, мы бы не узнали о других величайших талантах эпохи классицизма. Сочинения Гайдна стояли у истоков всей классической музыки. Концерт симфонического оркестра тому подтверждение.

Думается, встреча с музыкой классицизма ещё состоится в нашем зале.

2024
Чебоксарское музыкальное училище имени Ф.П. Павлова


Яндекс.Метрика


вверх